Речевой инсульт

Содержание

Нарушение речи при инсульте: причины, признаки, формы и лечение

Речевой инсульт

Инсульт является очень серьезной патологией, которая приводит к необратимым изменениям в различных отделах головного мозга. Если после инсульта человеку удалось выжить, то самым распространенным осложнением считается нарушение речи. Патология приводит к тяжелым физиологическим и психологическим расстройствам.

Из-за чего при инсульте нарушается речь (причины)?

Головной мозг является самым важным органом центральной нервной системы.

Присутствующие в его стволе ядра рассылают по определенным отделам импульсы, благодаря чему выполняются двигательные команды. В их число входят нервы, участвующие в формировании речи.

Нарушение разговорной функции после инсульта наблюдается, если были повреждены речевые зоны мозга, которые называются зонами Брока и Вернике.

Если во время инсульта затрагивается область мозга, отвечающая за мышцы, которые используются для формирования речи, то человек может начать невнятно разговаривать, что называется дизартрией. А при нарушении зоны мозга, отвечающей за подвижность языка, у больного может вовсе пропасть речь, что называется афазией.

При нарушении одного полушария головного мозга, возникают неврологические осложнения на противоположной стороне человеческого организма.

То есть, если у человека парализовало правую сторону, то это свидетельствует, что произошло поражение левого полушария мозга.

А в связи с тем, что именно левая сторона несет ответственность за формирование речи, то при таких обстоятельствах прогноз менее обнадеживающий, чем при нарушениях правого полушария.

Нарушения речи разделяются на два основных вида – дизартрию и афазию. Они не являются отдельными заболеваниями, а считаются симптомами поражения головного мозга. Дизартрией является то состояние, когда человек понимает, что ему говорят, но сам не может внятно выразить свои мысли.

Существует несколько степеней дизартрии:

  1. Наличие речевых нарушений выражено очень слабо, распознать которые может только логопед.
  2. Присутствуют несущественные нарушения в разговоре, однако окружающие понимают, что говорит больной.
  3. Разговор становится неразборчивым и непонятным для окружающих.
  4. Самая тяжелая степень, при которой речь полностью отсутствует.

Вторым видом является афазия, при которой речь нарушается полностью либо частично, при этом слух и артикуляция сохраняются. Нервный импульс оказывается недостаточным для выражения мысли при помощи органа речи. Афазия подразделяется на несколько видов, в зависимости от того, где локализовался очаг поражения и выявились дисфункции.

Рассмотрим виды афазий, с которыми люди сталкиваются чаще всего.

Моторная афазия

Такой вид речевых нарушений возникает, когда поражаются верхние части основной артерии головного мозга. У основных органов речи работоспособность остается прежней, однако человек с трудом ими управляет.

Легкая форма такой патологии сопровождается способностью говорить предложениями. Однако при этом меняется последовательность изложения, нарушается порядок слов и их форм. Усложняется произношение определенных согласных букв, слова могут произносится по слогам. Однако окружающие с легкостью понимают больного.

При тяжелых формах такой патологии речь нарушается полностью. Человек теряет способность к формированию предложений и слов, ему подвластны всего лишь некоторые гласные звуки.

Сенсорная афазия

Патология возникает, если вследствие инсульта была поражена зона Вернике. Слух у человека остается прежним, однако частично или полностью отсутствует понимание речи окружающих. Больной разговаривает обрывками слов и отдельными звуками, которые между собой не взаимосвязаны.

Человек периодически может находиться в психологическом возбуждении, выказывая его активной жестикуляцией руками. Понимает, что от него требуют – открыть рот, повернуть голову, сесть. Также возможно повторение простых слов, без нахождения в них смысла. Когда к нему обращаются окружающие люди, различает лишь бессвязные звуки.

Динамическая афазия

Подобное отклонение возникает, если повреждаются задние лобные участки полушария. Проявляется отсутствием возможности мысленного построения предложений и воспроизведения их в устной форме. У человека путаются формы слов, проявляется спонтанное высказывание обрывками фраз.

При более сложной форме, человек погружается в инертное состояние. С большим трудом понимает смысл в длинных предложениях, теряет интерес к окружающему миру, а речь может полностью отсутствовать.

Вернется ли к человеку способность нормально разговаривать, зависит от того, насколько сильно, и какая область мозга была поражена во время инсульта. Также большое значение имеет возраст больного и скорость оказания медицинской помощи.

Восстановление речевых способностей занимает длительное время, потому что незатронутые области мозга должны перестроиться, чтобы выполнять разговорные функции. На это может уйти намного больше времени и усилий, чем на восстановление двигательных функций. Результативность лечебной терапии наблюдается на протяжении полугода после случившегося инсульта.

Лечение

Одним из самых распространенных и эффективных способов лечения нарушенных разговорных функций, является речевая терапия. Она осуществляется с помощью различных специфических логопедических упражнений и методик. Также доказана эффективность другой терапии для людей, которые столкнулись с инсультом.

Рассмотрим, чем можно помочь человеку с нарушенной речевой функцией:

  • терапией, сопровождающейся пением тех слов, которые человек не может выговорить;
  • арт-терапией;
  • визуальным восприятием речи, сопоставлением картинок со словами;
  • созданием сценария с помощью вербальной коммуникации, при этом других видов, таких как визуальные подсказки присутствовать не должно;
  • массажем для восстановления речи;
  • групповой терапией, если человек будет понимать, что он не один борется с патологией, то появится стимул к выздоровлению;
  • медикаментозным лечением.

Народные методы

Когда больного выписали домой, рекомендуется продолжить лечение. После консультации с лечащим врачом можно использовать народную медицину. К наиболее распространенному способу лечения народными средствами относится продукт, обладающий природным происхождением – мумие.

Это средство, выпускаемое в таблетированной форме либо в виде бальзама, стимулирует регенерацию и образование клеток, которые формируют ткани и органы, а также делает сосуды более эластичными.

Существует несколько способов использования мумие:

  1. Берется 0,2-0,3 г препарата, растворяется в двух-трёх ложках чистой воды (можно добавить немного мёда) и принимается по утрам в течение месяца. По прохождении данного времени, делается десятидневный перерыв и курс повторяется заново.
  2. Лечение таблетированной формой мумие подразумевает ежедневный прием по 0,1 г сразу после пробуждения. Терапия должна продолжатся в течении 2 месяцев без перерывов.

Возникновение инсульта очень опасно для человека с различными осложнениями и нарушениями функциональности организма. Чтобы добиться высокой эффективности от лечебной терапии, нужно проводить ее комплексно и тщательно следовать предписаниям лечащего доктора.

Источник: https://serdce.biz/zabolevaniya/ibs/insulty/narushenie-rechi-pri-insulte.html

Речевой инсульт

Речевой инсульт

Опыт реабилитации пациентов после перенесенного инсульта показывает, что ведущим дефектом при афазии (нарушение уже сформировавшейся речи) является изменение коммуникативной функции речи или способности к общению.

Нарушения проявляются не только в способности общаться с другими людьми, но и в общении пациента самим с собой. Нарушается понимание речи, повторение, называние, самостоятельные речевые высказывания, чтение, письмо, счетные операции.

Важно отметить, что меняется социальный и семейный статус больного, его отношение к своей личности и к окружающей действительности.

Именно поэтому основной целью является не восстановление речи как таковой, а комплексная социальная и речевая адаптация пациента.

Максимальная эффективность восстановления речи после инсульта наблюдается в первые три месяца.

При условии не менее трех часов занятий еженедельно.

В ряде случаев постепенное улучшение наблюдается и в более поздние сроки (от 6 месяцев до 2 лет).

Выбор конкретной технологии восстановления речи зависит от периода восстановления больного после инсульта.

В идеале составляется индивидуальная программа реабилитации.

В остром периоде задача логопеда и родственников заключается в установлении контакта с больным.

Важным звеном является специальное нейропсихологическое обследование.

Выявляются речевые и интеллектуальные возможности, остаточные возможности высших психических функций, изучение эмоциональной и волевой сферы.

В этот период занятия носят психотерапевтический характер и проводятся, как правило, шепотом.

Разумеется, очень желательно привлечь к данному процессу профессионального реабилитолога — логопеда.

Основные методики, применяемые в современных центрах реабилитации:

стимулирование понимания речи на слух;

расторможение экспрессивной стороны речи;

предупреждение аграмматизма (телеграфный стиль) за счет стимулирования употребления глаголов в речи;

Другими словами восстановление быстрого выражения своих мыслей и эмоций. Применяются различные автоматизированные речевые ряды, пословицы, песни, поговорки, образцы речевых оборотов, необходимые для элементарного общения, чтение коротких фраз и стихов.

Еще раз повторимся, что очень желательными для всех пациентов являются занятия в условиях специализированного центра. а на поздних этапах в амбулаторных условиях или на дому, не менее двух лет.

Берегите себя и своих близких!

Речевые расстройства после инсульта и их лечение

Один из самых распространенных симптомов инсульта — невнятная речь. Нарушение речи в сочетании с онемение лица или конечностей, нарушения зрения, головокружение и потеря координации, и сильная головная боль, требует немедленной медицинской помощи.

Инсульт и нарушения речи

Инсульт вызывает прекращение притока крови к мозгу, лишая его клетки кислорода. Клетки мозга погибают через несколько минут, вызывая потерю неврологических функций, осуществляемых ими. Инсульты, поражающие теменную долю мозга, центр Брока и центр Вернике могут повлиять на речь.

Есть несколько типов речевых трудности, которые могут возникнуть после инсульта:

  • Афазия является приобретенным языковым расстройством, влияющим на способность говорить и понимать язык, а также читать и писать
  • Дизартрия является двигательным расстройством, влияющим на управление речевыми мышцами. Информация передается на язык, горло и губы с нарушениями, что приводит к плохой дикции
  • Апраксия речи (или словесная апраксия) является невозможностью получения информационно команды речевой мышцей.
  1. Афазия

    В случае афазии, нарушение речи развивается тогда, когда происходит повреждение в левом полушарии мозга, содержащем языковые центры человеческого мозга. Эти центры отвечают за процесс артикуляции, аудирования, чтения и письма.

  2. Дизартрия и апраксия

    Дизартрия и апраксия являются проблемами речи, которые связаны с физическим актом речи.

    Апраксия часто рассматривается как результат повторного обучения речевых мышц, пострадавших от инсульта, их способности двигаться и воспроизводить конкретные и точные звуки. Дизартрия, с другой стороны, относится к слабости (или напряжению) в мышцах, влияющих на воспроизведение речи.

Таким образом, нарушение речи относится не только к невозможности движения ртом и губами во время воспроизведения речи, но и в снижении способность использовать и понимать слова. Нарушение речи признано одной из наиболее актуальных проблем для людей перенесших инсульт так, как это делает затрудненным их общение с другими людьми.

pani-lina.com.ua

Как подобрать красивое платье большого размера в Украине  подскажет Лина

Лечение речевых расстройств

Цель реабилитации нарушений речи, таким образом, состоит в том, чтобы восстановить непринужденность человека в общении с другими людьми. Это может оказаться трудной задачей, но другие люди общаясь с человеком, пережившим инсульт, должны понимать, что он переживает из-за проблем с речью, ему может быть неприятно и они должны быть исполнены большого терпения и понимания.

Афазия влияет на употребление и понимание слов, эффективная цель лечения заключается в восстановлении способности владения языком.

Лечение также должно быть сфокусировано на улучшении способности пациента общаться, помощи ему использовать свои оставшиеся языковые способности и компенсации языковых проблем.

Следует напомнить, что повреждение мозга, вызванное инсультом, может стереть некоторые способности, которые должны быть повторно освоены в ходе процесса реабилитации.

Большинство пациентов с афазией будут испытывать трудности понимания слов или выражения мыслей в слова. Реабилитация должна тренировать понимание устной речи, используя дополнительные вспомогательные средства, если это необходимо.

Например, можно использовать фотографии, которые пациент может попытаться идентифицировать. Это поможет в признании нескольких объектов и перевода мыслей в слова.

Другое рекомендуемое упражнение состоит в том, чтобы дать несколько нитей, ведущих к слову, стимулирующие пациента подумать.

Пациентам также может быть разрешено, во-первых, использовать жесты и сигналы, чтобы компенсировать отсутствие соответствующих слов или просто, помогать им в доведении своих мыслей во время разговора.

Но это не должно позволить пациенту и его терапевту отклоняться от конечной цели восстановления языковых возможностей. Жесты должны быть использованы только в качестве первоначального инструмента, чтобы не способствовать разочарованию пациента.

Важно иметь в виду, что вместе с восстановлением языковых возможностей, у пациента должна воспитываться также уверенность в себе.

  • Вербальная апраксия
  • В словесной апраксия, пациент знает, какие слова говорить, но мозг имеет проблемы с координацией мышц необходимых для их произношения. Это нарушение проявляется в виде трудностей в произнесении желаемых звуков речи и неправильном ритме и темпе речи.

    Пациенты, страдающие от апраксии, могут произносить нелогичные слова и фразы, связанные с этим. Простые слова, могут при произношении больными апраксией иметь совершенно другой смысл или не иметь его вовсе. Еще одним заметным симптомом апраксии является попытка говорить слова, которые имеют более двух слогов, например, «институт» или «реабилитация».

    Говорящий человек хорошо знает свои ошибки, но по-прежнему испытывает трудности в их исправления. Общие подходы лечения апраксии включает обучение произношению, ритму и темпу речи.

    Опять же, упражнения, используемые в лечении, направлены произношение на практике образцов речи, для произношения которых мозг посылает импульсы, необходимые для координации усилий мышц лица генерирующих речь. Упражнения могут включать в себя повторение слогов и слов для тренировки губ, рта и языка.

    Формулировка советов по правильному размещению языка или форме губ и рта, во время издания звуков также помогает в этом лечении.

  • Дизартрия
  • Дизартрия, с другой стороны, заставляет пациента пытаться двигать мышцами, ответственными за речь потому, что они становятся слишком слабыми или слишком зажатыми в результате инсульта.

    Медицинскому персоналу, при оказании дополнительной медицинской помощи, необходимо учитывать конкретный тип дизартрии, так как он имеет решающее значение для лечения. Например, укрепляющие упражнения подходят, когда мышцы слабые, но могут быть вредными, когда мышцы в тонусе.

    Специалист по патологии речи должны быть в состоянии помочь в идентификации нарушений и, следовательно, рекомендовать надлежащее лечение.

    Как правило, дизартрия редко требует лечения и часто исчезает через несколько месяцев после инсульта. Но, в том случае, если нарушения не проходят, более интенсивная программа лечения может быть предложена специалистом по патологии речи.

    В конечном счете, цель в реабилитации пациентов, перенесших инсульт имеющих трудности речи, должна быть в том, чтобы попытаться привести пациента к нормальному, обычному для себя разговору.

    Это может быть достигнуто не только занятием лечебной гимнастикой, но и взаимодействием с окружением, которое минимизирует разочарование пациента в том, чтобы заново изучать общие, повседневные дела, такие как речь.

    Это очень важно в процессе восстановления, поскольку речь является важной в общении пациентов. Она делает их более независимыми и уверенными людьми.

    neuroaid.com

    ВВЕДЕНИЕ

    Наиболее частым последствием инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др.

    (примерно в 40-50% от общего числа больных) являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрии, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий), правосторонним гемипа-резом и психическими расстройствами.

    Последние связаны либо непосредственно с очаговой или общемозговой патологией, либо являются реакцией на дефект, т.е. на резко изменившийся социальный статус и положение в семье.

    По выходе из острого состояния больной начинает оценивать свое положение: невозможность речевого общения, социально-бытовую некомпетентность, ограничение самостоятельного передвижения, и, наконец, неверие в возможность возвращения к труду. Все это приводит к появлению депрессии, тяжелых невротических состояний, суицидальных мыслей и к целому ряду других психических расстройств, которые и являются причиной социальной депривации.

    Согласно мировой статистике, в настоящее время отмечается стремительная тенденция к увеличению числа больных с инсультом, а также к их «омоложению». По данным ВОЗ, 30% больных составляют лица трудоспособного возраста (соотношение мужчин и женщин — 3:1).

    Криминогенная обстановка в стране, участие российских граждан в войнах в Афганистане, Армении, Азербайджане, Таджикистане, Молдове, Грузии, Чечне значительно увеличивают число больных с последствиями черепно-мозговой травмы.

    75-80% больных, перенесших инсульт или получивших тяжелую черепно-мозговую травму, полностью утрачивают профессиональные навыки и трудоспособность. В результате нарушения речи и расстройств двигательной сферы больные переводятся на инвалидность 1 или 2 группы без права работы.

    При этом важнейшим фактором при определении степени инвалидности является именно нарушение речи.

    Реабилитация на дому после геморрагического инсульта. М.В. Переход “Сидя” — “Стоя” и обратно

    Источник: https://heal-cardio.com/2016/09/01/rechevoj-insult/

    Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях: упражнения и логопед

    Речевой инсульт

    Инсульт не редкость и не болезнь стариков. В мире, где повсеместно распространены стрессы, переутомления и отказ людей жить в здоровом ритме, заботясь о себе, это уже давно трагическая случайность, нависающая почти над каждым.

    Восстановление речи после инсульта находится в числе первоочерёдных задач для пациента, который его перенёс, это необходимо для возвращения к нормальной жизни.

    Может ли восстановиться речь после инсульта и как быстро это произойдёт?

    Большинство пациентов, переживших инсульт, вместе с ограничениями движения сталкиваются с нарушениями речи. Тем, чьи потери клеток мозга были особенно серьёзными, приходится буквально учиться говорить после инсульта заново. Восстановление речевой функции в полном объёме возможно.

    Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.

    Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь — головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года — здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.

    Что делать, если при инсульте происходит потеря речи?

    Это печальный, но, к сожалению, нормальный для такой тяжёлой болезни тип последствий. Родственникам и другим близким остаётся только предоставить больному необходимый уход и начинать процесс реабилитации. В некоторых случаях даже может понадобится логопед после инсульта — настолько человек теряет свои прежние навыки.

    Основные методы лечения:

    • медикаментозный;
    • физиотерапевтический;
    • психологический.

    Для наиболее эффективного лечения желательно обеспечить больному все методы — это касается как домашней реабилитации, так и нахождения в стационаре.

    Почему скорость восстановления зависит от вида речевого расстройства?

    После инсульта, когда больной выжил и находится на реабилитации, очень важно определить, каким именно расстройством речи он страдает. От этого будет зависеть курс лечения, а также врачи и родственники смогут понять, насколько сильно повреждён головной мозг.

    Существует три типа речевых расстройств и от каждого эффект будет разным, потому что поражаются разные участки мозга. Борясь с неверным типом расстройства, врачи могут потерять драгоценное время, что значительно усложнит восстановление речи пациента после ишемического инсульта.

    Виды речевых расстройств

    Речевые расстройства как последствия инсульта бывают очень разными — их тип определяет множество факторов, как внутренних, так и внешних. Методы лечения каждого из них похожи, но всё же отличаются, потому в первое же время после инсульта пациенту требуется качественная, подробная диагностика.

    Афазия

    Наиболее распространённая форма частичной или полной потери способности говорить при инсульте. Существует в трёх формах — моторной, сенсорной и семантической.

    При первой основная проблема пациента заключается в том, что он физически не может выговорить слова и тем более изъясняться предложениями, хотя прекрасно понимает речь людей вокруг. Также больной справляется с произношением отдельных звуков, что даёт ему возможность привлекать к себе внимание.

    Немного другая ситуация при тяжёлой моторной афазии — необходим логопед без исключений, так как упражнения после инсульта с такими тяжёлыми последствиями должны проводиться профессионалом. Человек с этой диагнозом полностью лишён речи при сохранении функций интеллекта.

    При второй форме функции восприятия звуковой информации сохраняются, как и способность говорить, но пациент не в состоянии вспомнить, например, порядок звуков в слове, коверкая его, а также названия, назначения предметов и явлений. Функции слуха при этом полностью сохранены.

    При третьей форме пациент не испытывает проблем ни с чем, кроме понимания смысла того, что он слышит в чужой речи. Также при семантической афазии наблюдается временный лексический регресс — больной может не понимать сложные словосочетания, пространные и абстрактные речевые образы, сравнения.

    Дизартрия

    При этом расстройстве больной может сохранить понимание речи и теоретическую способность к разговору, но не в состоянии произносить слова или даже звуки (в зависимости от тяжести), так как инсульт поражает мышцы и органы, физически отвечающие за речь.

    Это язык, губы, вся дыхательная мускулатура, мягкое нёбо, гортань и, что самое важное, ые связки. Всё это временно атрофируется (всё перечисленное или с некоторыми исключениями) и делает речь в привычном её понимании невозможной. При дизартрии больной ещё может выражать эмоции с помощью мимических мышц и издавать базовые звуки, если болезнь задела в основном внешний речевой аппарат.

    Диспраксия

    По симптомам нарушение схоже с дизартрией — его причина тоже кроется во временной недееспособности мышц речевого аппарата. Различие в том, что мышцы способны работать, так как не парализованы — трудности с речью возникают из-за того, что сигналы от мозга не доходят до органов речи либо доходят неправильно.

    В результате человек с диспраксией либо не сможет говорить связно и членораздельно, либо временно утратит речь полностью.

    Общие правила и мероприятия

    Заверениями о том, что лечение инсульта — профессиональное и интенсивное, важно начать как можно раньше, никого не удивить, это очевидно для всех. Тем не менее, родственники пациентов из халатности или неведения упускают бесценное время на раннюю реабилитацию, которое повышает шанс больного не только выжить, но и полностью восстановиться после инсульта, в среднем в два раза.

    Что важно понимать родственникам и самому больному, если тот в ясном сознании:

    • участие пациента в процессе лечения строго обязательно — даже самые дорогие методы и специалисты не помогут, если сам больной не будет напрягаться, пытаясь вернуть утраченные функции;
    • чёткая и грамотная диагностика — едва ли не половина успеха;
    • начинать восстановление нужно сразу же после окончания острой фазы;
    • не стоит тратить время на «народные» методы лечения — отвары и заговоры не помогут при устранении последствий кровоизлияния в мозг;
    • программа восстановления очень важна — прежде чем согласиться на помощь специалистов, внимательно ознакомьтесь с их комплексом мероприятий.

    Больному понадобятся комфортные условия для как можно лёгкого и быстрого возвращения в норму: обязателен логопед-профессионал после инсульта на дом, правильная питательная диета, необходимый санитарно-гигиенический уход и регулярные проверки любых подвижек в состоянии — как в лучшую, так и в худшую сторону. Соблюдение этих условий требует немалого количества времени и денег от близких, но с большой долей вероятности может вытащить человека из бессознательного состояния.

    Как происходит восстановление?

    Так как счёт в борьбе с заболеванием идёт на дни и часы, без чёткого плана действий, основанном на проверенных методах и личных особенностях больного, хорошего лечения не получится.

    Сразу после острой фазы инсульта — это первые несколько недель или первый месяц жизни больного после удара, которые тот должен провести на стационаре под постоянным наблюдением врачей, должна быть начата работа по восстановлению.

    Как восстановить речь больного после инсульта в домашних условиях (с помощью специалистов на дому) по периодам:

    1. Первые три месяца — повышенное внимание к пациенту, условия должны быть максимально приближены к стационарным. Нужно приложить все усилия, чтобы выяснить реальные границы возможностей пациента в таком состоянии. Проблески прежних способностей (отдельные слова, звуки, правильная артикуляция) отмечать и разрабатывать, повторяя.
    2. Следующие три месяца до полугода. После завершения первого полугодия с болезнью врачи и профессионалы по восстановительному процессу почти точно могут спрогнозировать шансы больного на возвращение к прежней жизни. В терапии должны присутствовать гимнастика, логопедические занятия.
    3. Поздний восстановительный период (от полугода до года). Примерно в этом периоде пациенты начинают понемногу возвращать свои речевые навыки, если работа с ними была проведена правильно. Логопед и родственники могут усложнять занятия и работать с больным активнее, не боясь нанести вред.
    4. Отдалённый восстановительный период. К сожалению, если в течение первого года не получилось достичь значимых результатов, надежды на полное восстановление или возвращение большей части функций остаётся мало. Если же пациент показывает отличный результат, но всё ещё испытывает затруднения, с ним нужно продолжать работу до тех пор, пока больной не достигнет своего нового предела когнитивных способностей. В самых позитивных случаях от логопеда можно отказаться, в обязательном порядке проводя занятия и гимнастику дома.

    Нет «приемлемого» результата — важно добиваться наилучшего для пациента, как можно более близкого к прединсультному состояния. Сдаваться и останавливаться на полпути — обречь человека на инвалидность. Даже при отсутствии средств в нужном количестве, можно оказывать посильную помощь в домашних условиях.

    Помощь логопеда

    Логопед — первый специалист, необходимый больному.

    Не менее важен логопед и родственникам — врач пояснит ситуацию, составит план действий по восстановлению речевых функций и просто поможет сориентироваться людям, которые сталкиваются с кровоизлиянием в мозг.

    Далеко не все вынужденные ответственные за больного знают, что после инсульта у взрослых людей практически всегда возникает речевое нарушение, которое называется асфазией, диспраксией или дизартрией.

    Логопедические упражнения в домашних условиях

    Логопеды, вопреки предубеждению, работают не только с маленькими детьми с неразвитой речью — также в список их профессиональных обязанностей входит помощь взрослым, которые потеряли речевые навыки после инсульта или другой тяжёлой травмы, повлиявшей на ЦНС.

    Для восстановительных процессов после инсульта есть свой комплекс упражнений — уже после 3-5 занятий с профессиональным логопедом родственники и другие ухаживающие лица смогут повторить их и заниматься с пациентом самостоятельно.

    Артикуляционно-дыхательные упражнения

    Дыхательная гимнастика невероятно важна в процессе восстановления после инсульта, так как процессы дыхания и речи неразрывно связаны. Чем раньше больной сможет контролировать свои дыхательные процессы — например, надувать простые шарики, самостоятельно управлять потоком воздуха губами и т.д., тем быстрее вернутся и речевые функции.

    При дыхании задействовано множество мышц лица, отвечающих и за речь тоже. В наиболее интенсивных тренировках нуждаются губы и язык.

    Артикуляционная гимнастика-разминка

    Обыватель редко представляет, как много обычных и привычных вещей больному приходится заново учить после инсульта. В большинстве случаев мышцы, ответственные за физическую реализацию речи, полностью или частично атрофированы и пациенту приходится открывать заново простейшие движения языка по отношению к нёбу и учить положение губ для правильного воспроизведения звуков.

    Логопедический массаж

    Попытки самостоятельных упражнений — это обязательный этап, но пока больной не в силах тренировать артикуляцию, логопед может ускорить процесс восстановления со стороны, проводя сеансы логопедического массажа. Воздействием на ключевые точки специалист ускоряет процесс, что позволяет терять меньше времени.

    Дополнительные методы

    Способов восстановить речь после инсульта, помимо основных и обязательных, существует ещё очень много — используют их обычно по мере наличия у родственников дополнительных средств.

    Самые популярные дополнительные методы лечения:

    • музыкотерапия (аудиотерапия) — музыкальные сеансы для пациента, оказывающие благотворное воздействие на большинство отделов мозга;
    • лицевая рефлексотерапия — разновидность массажа лица восточного происхождения, при котором массажистом задеваются важные нервные пучки и мышечные точки на лице, что способствует улучшению артикуляции;
    • лечение стволовыми клетками — крайне дорогой метод, подразумевающий вживление клеток на место уничтоженных кровоизлиянием;
    • массажи — любой лицевой массаж (иногда в сочетании со стандартным для восстановления уже двигательной функции) будет полезен больному, но только от профессионала или под его руководством;
    • иглорефлексотерапия — метод, который может подойти не всем, но в целом доказано, что иглоукалывание улучшает кровообращение, что поможет больному быстрее восстановит контроль над мышцами лица.

    Ни один из приведённых выше методов не может повредить пациенту после инсульта — родственники могут использовать их в той мере, в которой посчитают нужным.

    Прогноз

    К сожалению, полного восстановления после инсульта добиваются немногие — всего 20% от пострадавших.

    Остальные приобретают инвалидность разной степени тяжести, но в целом прогноз скорее утешительный — современная медицина и физиотерапия повысили шанс больного на максимально полноценную жизнь до максимума.

    Если начать лечение как можно раньше, удастся достигнуть невероятных результатов — человеческий мозг даже в таком состоянии способен на регенерацию.

    Применение народных средств

    Альтернативная медицина лучше всего проявляет себя в массажах и прочих тактильных техниках, но отвары, лекарства, припарки и прочие «чудодейственные средства» — только трата драгоценных времени и денег. Родственникам и близким лучше сосредоточиться на качественной физиотерапевтической и медикаментозной помощи.

    Человек, переживший инсульт, не обречён быть обузой для родных и страдать в недвижимом теле — можно сделать для него всё возможное, чтобы вернуть в русло прежней жизни хотя бы частично. Речь играет первостепенную роль в социализации человека, так что её потеря станет для больного большим ударом — важно сделать всё, чтобы не допустить такого исхода событий.

    Источник: https://prodavlenie.online/insult/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta.html

    Восстановление речи после инсульта — способы вылечить нарушение

    Речевой инсульт

    Нарушение речевых навыков является одним из возможных последствий инсульта. Оно обусловлено поражением определенных частей головного мозга. Реабилитация больного должна включать не только терапию по восстановлению двигательной функции, но и овладение речевыми навыками заново.

    Над возвращением пациента к привычному образу жизни работают специалисты различных направлений: терапевты, неврологи, хирурги, ортопеды и логопеды.

    Для восстановления речи важны занятия с логопедом и самостоятельные тренировки.

    Влияние инсульта на речь

    Инсульт – это патология, связанная с нарушением кровообращения головного мозга, длящаяся от нескольких минут до нескольких часов. В результате чего зоны, не снабжающиеся кислородом, который переносит кровь, отмирают полностью или частично.

    Перенесенный инсульт – это катастрофа для организма. В зависимости от поврежденного участка головного мозга это может быть потеря речи, проблемы с движением, слухом и зрением.

    Некоторые пациенты, перенесшие инсульт, полностью восстанавливаются. Осуществляется это в течение длительного времени. В период реабилитации пациент не только занимается со специалистом по дефектам речи, но и сам стремится к восстановлению, не ленясь выполнять предложенные задания.

    Успех приходит не сразу, может пройти несколько месяцев, когда появятся первые сдвиги. Но бросать затею на полпути нельзя. Родные и близкие должны поддерживать больного, вызывать у него стремление работать над своей речью.

    После восстановления речевых навыков пациент должен в течение жизни выполнять профилактические меры, чтобы в старости не сказался перенесенный инсульт.

    Восстановительные процедуры следует начинать в первые полгода после сосудистого заболевания.

    Какие могут быть нарушения речи

    Часто пациенты, перенесшие инсульт, страдают от потери или дефектов речи. Такие нарушения в медицине называют афазией. Степень ее зависит от того, какие части мозга были повреждены.

    Выделяются 6 видов афазии.

    В мозге у человека имеется определенный участок, который называется моторным. Участок располагается в задней доле лобной части коры головного мозга.

    Если правая рука рабочая, то ответственное за моторику речи левое полушарие и наоборот. Иными словами, данный участок отвечает за умение произносить слова.

    В случае если центр подвергается негативному воздействию, человек становится неспособным произносить слова. Причем он понимает обращенную к нему речь, мысленно может сформировать, что желает сказать, но проговорить это не может. Вместо внятной речи получаются бессвязные слова или набор звуков и мычание.

    За сенсорную речевую зону отвечает участок – центр Вернике. Он располагается в височной области и отвечает за умение понимать человеческую речь.

    Человек сохраняет способность произносить слова, причем правильно. Но значение их не понимает. Поэтому построение предложений практически невозможно, так как они представляют собой набор слов.

    Участок головного мозга, отвечающий на сенсорные способности речи, находится на стыке височной, теменной и лобной частями. В случае повреждения этого участка пациент утрачивает способность понимать значение сложных письменных и устных конструкций.

    Это связано с тем, что человек становится неспособен понимать сравнения, связь слов при помощи окончаний, союзов и предлогов. Например, для пациента идентично будут звучать фразы «отец брата» и «брат отца».

    Данный вид афазии характеризуется трудностями в спонтанной и диалоговой речи. Человек в момент разговора может забывать слова, которые ему хорошо знакомы.

    Например, имея в виду стол, человек может описать его предназначение, показать, а вот вспомнить название, будет достаточно сложно или невозможно в определенный промежуток времени.

    Данный вид деформации речи характеризуется нарушением выбора звуков. Пациент не различает близкие по звучанию звуки.

    Это самая тяжелая форма афазии. Происходит при обширных инсультах. Пациент утрачивает не только саму речь, но и способность ее понимать.

    Помощь специалиста

    Специалистом по восстановлению речевых навыков является логопед-афазиолог. В крупных клиниках имеются подразделения восстановительной медицины. Поэтому занятия начинаются в таких случаях еще в стационаре. Это дает шанс пациенту еще в стенах стационара восстановить речь или значительно ее улучшить.

    Возможности головного мозга до конца не изучены. Человек использует только малую часть потенциала одного из главных органов человека – мозга. В случае повреждения отделов, отвечающих за речь, при восстановлении в действие включаются клетки, которые не были повреждены.

    Но для того чтобы их активировать, требуются немалые усилия: постоянные занятия, упражнения, поддержка близких, а в некоторых случаях и применение медикаментов, прописанных врачом.

    Прежде всего специалист определяет, какие нарушения речи присутствуют у пострадавшего от болезни. После постановки диагноза подбирается индивидуальный курс лечения.

    Занятия сначала длятся по 10 минут. Это связано с тем, что человеку трудно сконцентрироваться и выполнять «непосильные» для него упражнения. По мере общего выздоровления и способности усваивать новый материал время занятий удлиняется до 30-40 минут.

    Чтобы побудить человека к действиям, логопед подбирает интересные для собеседника темы. Например, если пациент занимался фермерским хозяйством, то логопед может поговорить о разведении кроликов.

    Тема, отлично знакомая больному, будет вызывать желание высказать известную ему информацию или поправить врача в случае преднамеренно допущенных ошибок, а также закончить фразы и предложения.

    Больший успех будет, если в комплексе с занятиями с логопедом будут выполняться дополнительные упражнения дома. Комплекс дополнительных занятий обязательно оговаривается с врачом. Только после его одобрения и предоставления информации о возможных самостоятельных тренировках пациент может самостоятельно начать заниматься.

    Упражнения для речи

    Логопедами предлагается комплекс упражнений. Он является безопасным и принесет пользу как лицу, желающему улучшить свои ораторские способности и дикцию, так и пациенту с афазией.

    В комплекс входят следующие упражнения:

    • Необходимо свернуть губы в трубочку и вытянуть их. Удерживать в таком положении несколько секунд, после расслабить. Выполнить упражнение 5-10 раз.
    • Нижней челюстью произвести захват верхней губы. Удерживать несколько секунд. Повторять упражнение несколько раз.
    • Захватить верхней челюстью нижнюю губу. Удержание несколько секунд. Расслабление мышц. Повтор — несколько раз.
    • Вытянуть шею вперед, открыть рот и высунуть язык. Потянуть язык вперед. Удерживать некоторое время. Расслабить мышцы. Повторить 5-10 раз.
    • Облизывать губы. Сначала языком провести по верхней губе влево, потом вправо. Далее упражнение проделывается с нижней губой.
    • Совершать круговые движения языком. Облизывать губы по кругу. Сначала в одном направлении, затем в другом.
    • Скручивать язык в трубочку.
    • Достать языком до мягкого неба.
    • Закрыть рот, зубы развести, водить языком между губами и зубами.
    • Цокать языком.
    • Высунуть язык изо рта, как можно дальше и одновременно издать шипение, как змея.
    • Закрыто и открыто улыбаться. Сначала улыбнуться с открытыми губами, потом – с закрытыми.
    • Вытягивать язык. Выполнять тянущие движения языком сначала в сторону носа, потом в сторону подбородка.
    • Посылать воздушные поцелуи с характерным чмоканьем.

    Упражнения можно выполнять в произвольной последовательности, несколько раз в день.

    Параллельно можно заучивать стихи, скороговорки, песни, читать и т.д.

    При занятиях в помещении должно быть тихо.

    Советы родственникам

    Близкие люди могут являться большим стимулом к выздоровлению пострадавшего. Но для этого родственники должны понимать, что «быстро» не всегда означает «хорошо». Процесс восстановления – это длительный путь, который может оборваться из-за нетерпения увидеть результат.

    Нужно:

    • Обращаться с больным как с себе равным. Не надо делать из него маленького ребенка. Может сначала успехи будут небольшие, но похвала сделает свое дело. Через некоторое время показатели улучшатся в несколько раз.
    • Как можно больше разговаривать. Речь другого будет стимулировать некоторые нервные процессы, помогающие пациенту поправиться.
    • Ограничить общение с пессимистами или осуществлять контроль подачи ими информации.
    • Создать положительную атмосферу, сообщать как можно больше приятных новостей (рождение внуков, приезд близких людей, долгожданный подарок и т.д.).
    • Включать радио и телевизор. Особенно выздоровлению способствуют любимые песни. Больной сначала может начать подпевать мелодию, потом проговаривать окончания, слова и фразы.
    • Стимулировать человека вступать в диалог, даже если ответы его будут непонятны. Это будет стимулировать мышцы, отвечающие за речь.
    • Ограничить посторонние шумы. Постоянный шум вызывает быстрое чувство усталости.

    Шансы на быстрое выздоровление увеличиваются при выполнении таких простых правил.

    Дополнительные возможности по восстановлению речи

    В некоторых случаях в комплексе с логопедическими занятиями и домашними упражнениями применяются дополнительные методы по восстановлению речевых функций.

    Применение лекарств

    Стоит отметить, что не существует такого лекарства, выпив которое пациент заговорит.

    Лекарственные препараты назначаются только лечащим врачом. Их назначение осуществляется в комплексе с другой терапией по лечению афазии.

    Применение медикаментов улучшает кровообращение, питает нервные клетки, улучшает память и внимание. Все это улучшает общее состояние пациента, облегчает ему работу над восстановлением речи.

    Операция

    Хирургическое вмешательство осуществляется только в редких случаях, когда остальные этапы не дали результата. Операция проводится только при ишемическом инсульте.

    Суть ее заключается в том, что создается искусственный канал между здоровым сосудом и речевой зоной в обход пораженному участку. Таким образом врачи пытаются обеспечить кровоснабжение зоны речи.

    Операция очень сложная. Положительный результат бывает редко. Поэтому проводят ее нечасто, взвесив все «за» и «против».

    Физиотерапия и лечебная физкультура

    Иногда повреждаются не сами отделы, отвечающие за речь, а мышцы, обеспечивающие произношение звуков. Чтобы привести парализованные мышцы в здоровое состояние, применяются комплексы упражнений (ЛФК), а также физиопроцедуры (воздействие током, иглоукалывание и т.д.).

    Лечение стволовыми клетками

    Это сравнительно новый метод лечения. В настоящий момент существуют данные о положительных результатах в лечении речевых зон таким способом.

    Таким образом, утрата речи или ее деформация в результате перенесенного инсульта называется в медицине афазией. В зависимости от поврежденного участка мозга и утраты способностей выделяются несколько ее видов.

    Как правило, лечение начинается в первые полгода и дает свои положительные результаты. При лечении применяются логопедические упражнения, физиопроцедуры, лечебная гимнастика. В сложных случаях осуществляется хирургическое вмешательство.

    Источник: https://nevralgia.ru/insult/vosstanovlenie-rechi-posle/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.