Нарушение речи при инсульте

Содержание

Как исправить нарушение речи после заболевание инсульт

Нарушение речи при инсульте

Для инсульта характерно изменение нормального кровообращения в головном мозге. В результате поражается центральная нервная система.

Как правило, после инсульта возникает нарушение речи у взрослых. Пострадавшему становится трудно воспроизводить слова или понимать их. Подобные сложности – тяжелый стресс для пострадавшего и его родственников. Однако правильное лечение способно сократить реабилитационный период и сделать его более эффективным.

Особенности нарушения речи при инсульте

Головной мозг является главным компонентом нервной системы. Ядра, которые находятся в стволе, отправляют нервные импульсы к отделам, выполняющим команды движения. К ним относятся нервы, отвечающие за создание речи.

Речевые зоны могут располагаться по-разному. Это зависит от того, какое полушарие является доминантным. У людей-правшей центры находятся в левом полушарии, а у левшей – наоборот.

Нижняя часть лобной доли содержит в себе центр Брока, отвечающий за воспроизведение речи. Он контролирует сокращение мышц органов артикуляции. Этот участок головного мозга ответственен и за порядок слов в предложении, за его построение, последовательность изложения. Если работа этой зоны нарушается, то пациент не может выражать свои мысли понятно. Но пострадавший понимает речь окружающих.

Еще один важный центр – зона Вернике, располагающаяся в задней области височной извилины. Этот участок ответственен за понимание речи в разговоре и на письме. Зона Вернике – слуховой центр, который анализирует и сопоставляет услышанное.

Зоны Вернике и Брока являются главными центрами речи. Но существуют также и другие, вспомогательные. Одни отвечают за логику мышления, другие помогают отделять главную мысль и т. д.

Нарушения речи при инсульте делятся на два типа – дизартрия и афазия.

Виды речевых расстройств

Для того чтобы узнать, какую реабилитационную методику назначить после перенесения инсульта, следует узнать, какой тип нарушения у пострадавшего. Процесс восстановления далеко не самый простой.

Дизартрия

Нарушение речи при инсульте, при котором были повреждены подкорковые структуры мозга, называется дизартрией. У пострадавшего возникают проблемы с произношением слов, так как начинается дисфункция артикуляции, дыхания речи, интонации. Речь человека с дизартрией становится неясной.

Важно! В результате дизартрии слюноотделение повышается, произношение становится слишком медленным, артикуляция ослабляется.

Мышцы лица теряют тонус и подвижность, произносимые звуки в речи искажаются. Больной сохраняет способность к пониманию окружающих, может и читать, и писать.

В зависимости от степени тяжести, существует 4 вида дизартрии:

  1. Легкая дизартрия, при которой ее признаки заметны только для специалиста-логопеда.
  2. Дизартрия, при которой речь всем понятна, однако присутствуют дефекты речи.
  3. Неразборчивая речь, которая понятна только некоторым людям (часто близким родственникам).
  4. Тяжелая дизартрия – разговорная речь отсутствует полностью.

Дизартрия лечится. Она не вернется, если после инсульта выполнять все логопедические упражнения, предназначенные для устранения нарушений речи.

При дизартрии мыслительные процессы могут оставаться норме, человек может вообще не использовать речь, он начинает прибегать к невербальным методам общения.

Афазия

Афазия при инсульте затрагивает высшую нервную деятельность человека. Пострадавший не может воспринимать услышанное или написанное. Однако и слух, и зрение остаются в норме.

Проблема вызвана тем, что в мозг поступает слишком слабый нервный импульс, которого недостаточно для выражения мыслей при помощи артикуляционного аппарата.

Всего существует несколько типов афазий, классификация зависит от локализации поврежденного участка и последующих дисфункций.

При моторной афазии повреждается верхняя часть главной артерии мозга. Артикуляционные органы могут функционировать нормально, однако у больного возникают сложности с их управлением.

Легкая форма афазии позволяет пациенту произносить предложения. Грамматическая форма, число и последовательность слов нарушаются. Пострадавший не может произносить отдельные звуки, выговаривать слова по слогам.

Но смысл сказанного остается понятным. Тяжелая форма афазии приводит к полному нарушению речи.

Сенсорная афазия возникает из-за поражения зоны Вернике. Понимание речи нарушается частично или полностью. Слух при этом в порядке. Больной может произносить отдельные звуки, которые не имеют никакой связи друг с другом.

Больной не может читать, считать, писать. Если повреждена теменная область, то нарушается ориентация в пространстве. При легкой форме нарушения пациент может узнавать некоторые слова.

Сложность лечения заключается в том, что он не понимает речи.

Используйте на своих сайтах и блогах или на кликер для адсенс

Важно! Если проводить регулярные занятия по коррекции афазии, то нарушение речи после инсульта возможно частично исправить.

Нарушение речи при инсульте в лобной доле часто приводит к появлению динамической афазии. У больного полностью отсутствует формулировка текста.

Мыслительные процессы сильно нарушены, человек не может выстроить предложение и воспроизвести его. При легкой форме больной понимает медленную речь, но быстрая становится для него непонятной.

В ответах использует слова, которые присутствовали в вопросе. Сложные формы динамической афазии делают человека инертным.

Для акустико-мнестической формы афазии характерно повреждение височной доли головного мозга, из-за чего нарушается слух. Снижается слухоречевая память. У больного появляются проблемы с восприятием текста, он путает значения слов. Чтение и письмо сохраняются, но сильно ухудшаются.

Амнестическая афазия – самая мягкая форма нарушения, повреждается нижний отдел височной доли. Речь остается осознанной и адекватной, мыслительные процессы не нарушаются. Сложность заключается в том, что больной забывает названия предметов и явлений, однако может описать их при помощи других слов.

Тотальная афазия является одной из самых серьезных форм. После инсульта наступает обширное поражение зон речи и восприятия в доминантном полушарии. Больной не может воспроизводить и понимать речь, при этом слух остается в норме. Обширные поражения могут повлечь за собой паралич.

Симптомы

Симптоматика нарушений может быть разной, это зависит от формы. Главные признаки речевого нарушения:

  • Нечеткая и непонятная речь.
  • Больной меняет звуки в словах местами.
  • Использование мимики, жестов при полном молчании.
  • Искажение слов или их значений.
  • Человек забывает слова и заменяет их синонимами.
  • Ослабление тонуса лицевых мышц.

В зависимости от формы нарушения назначаются различные методики лечения.

Методика лечения

Врачи решают вопрос о лечении еще с первого дня инсульта. Однако приступить к коррекции можно только спустя две недели после инсульта. Для реабилитации существует несколько способов:

  1. Логопедический массаж – направлен на активацию речевых точек, на расслабление артикуляционной мускулатуры. Иногда для массажа врачи применяют специальные зонды, которые непосредственно влияют на мышечные волокна глотки и гортани.
  2. После инсульта, для устранения нарушений речи, применяют лечение медикаментами. Препараты повышают выносливость нервной ткани к недостатку кислорода, способствуют образованию новых связей межу нейронами.
  3. Упражнения на мелкую моторику рук позволяют восстановить нормальное функционирование речевого аппарата.
  4. После инсульта назначают логопедические упражнения для губ, щек, языка. Они позволяют улучшить тонус мышц лица. Так можно избавиться не только от дефектов речи, но и от асимметричности лица.

Больному необходимы домашние занятия. Специальные скороговорки, песни, упражнения позволяют улучшить состояние ых связок.

Обратите внимание! Успешность коррекции зависит от своевременного обнаружения и начала, регулярности упражнений и позитивного настоя больного.

Народные способы борьбы с недугом

При инсульте, для восстановления речи используют черную редьку. Ее нарезают тонкими ломтиками или натирают. Овощ держат во рту, он вызывает жжение и покалывание. Из редьки также делают компрессы, которые прикладываются к поврежденному лицевому нерву.

Также популярны хвойные ванны. Если улучшения в речи долго не появляются по психоэмоциональным причинам, используют ванны для ног с добавлением хвои. Эфирные масла расслабляют и снимают стресс.

Прежде чем воспользоваться одним из народных методов, следует проконсультироваться с врачом.

Комплексы упражнений для восстановления речи

Артикуляционная гимнастика после инсульта – очень важная часть реабилитации пациента, проводить ее нужно регулярно.

Комплекс артикуляционной гимнастики языка после инсульта нужен для нормализации его тонуса. Пациент должен делать некоторые манипуляции с языком: попробовать свернуть его в трубочку, облизнуть губы, дотянуться до носа.

Необходимы также логопедические упражнения с использованием скороговорок и песен. Они позволяют восстановить ые связки и произношение. Назначать речевые скороговорки и упражнения должен только врач.

Заключение

В большинстве своем, нарушения речи после инсульта излечимы, однако важно приступить к коррекции сразу же. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее больной избавится от проблем с восприятием или произношением.

Важно также снять психологический блок, так как человек после перенесения инсульта чувствует себя бессильным и беспомощным. Необходима поддержка близких.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/narushenie-rechi-pri-insulte.html

Сенсорная афазия – почему развивается нарушение речи, и как это исправить?

Нарушение речи при инсульте

Человеческий мозг отвечает за огромное количество функций в организме. В результате локальных повреждений могут развиваться тяжелые поражения речи. Среди существующих проблем сенсорная афазия является самой распространенной, которая еще называется акустико-гностической. У нее есть свои симптомы, причины развития и методики лечения.

Что это такое сенсорная афазия?

Под этим термином понимают нарушения, которые появляются в результате поражения мозговых центров и проводящих путей, отвечающих за речь. При такой проблеме человек начинает путать звуки, не может произнести названия предметов и так далее. Отличительная черта этого отклонения – человек говорит, но при этом не понимает родной язык. К характерным особенностям этой проблемы относят:

  1. Пациент слышит, что произносят люди, но не может интерпретировать эти звуки, поэтому слова кажутся ему бессмысленными, например, как иностранные или как обычный шум.
  2. Нарушение речи проявляется в бесконтрольном, обрывочном и бессвязном общении со стороны больного, причем смысла в его предложениях нет.
  3. Больной в поведении проявляет возбужденность и эмоциональность. Он сильно раздражается, когда видит, что его не понимают другие.
  4. Часто проблема сопровождается нарушениями зрения, а еще ограничивается подвижность лицевых мышц с правой стороны.

Нарушение речи – виды

Ученые выделяют несколько клинических форм этой патологии, которые определяются дополнительными симптомами, проявляющимися при присоединении дополнительных патологических очагов. Классификация нарушений речи:

  1. Сематическая афазия. Наблюдается нарушение опознавания логической взаимосвязи слов и предметов. В большей степени это относится к восприятию пространства.
  2. Акалькулия-афазия. Основной отличительный признак – человек не может считать. Что важно – другие формы речи в большинстве случаев не страдают.
  3. Сенсорно-моторная афазия. Происходит не только поражение слухового анализатора, но и артикуляционной функции. Больной не может правильно оценивать жестикуляцию при произношении слов, причем как у других людей, так и у себя. Человек не осознает наличие проблемы.
  4. Тотальная афазия. В этом случае наблюдается совмещение разных видов расстройств разговорной функции, например, возникают проблемы и с устной, и с письменной речью.

Причина сенсорной афазии

Есть определенный перечень причин, которые могут спровоцировать подобные нарушения (о них далее), но при этом есть еще и факторы, увеличивающие риск развития заболевания.

Сенсорная афазия возникает при поражении мозга, а провоцировать ее может гипертония, перенесенные ранее ишемические инсульты и травмы головы, которые не проходят без последствий.

Тяжесть патологии и симптоматика зависит от многих факторов, например, возраста и обширности поражения.

Нарушение речи при инсульте

При сбоях мозгового кровообращения кровь не поступает до нужного отдела мозга, который контролирует определенную функцию организма. Сенсорная афазия после инсульта возникает при повреждении речевых зон: Вернике и Брока. Из-за патологии части мозга, отвечающей за управление языком, человек теряет способность разговаривать и понимать слова.

Нарушение речи без инсульта – причины

В большинстве случаев проблема возникает из-за повреждающего воздействия на мозг человека. У взрослых самые распространенные причины следующие:

Чаще у детей сенсорная афазия развивается при поражении мозга из-за травм, опухоли, аневризмы и инфекций. Что касается инсультов, но они в младшем возрасте встречаются очень редко, но исключать их нельзя. Еще в медицине зафиксированы случаи, когда сенсорная афазия возникала в сочетании с эпилепсией, что было названо учеными, как синдром Ландау-Клеффнера.

Нарушение речи – диагностика

Чтобы обнаружить такое поражение мозга, человеку предстоит пройти серьезное обследование. Важна консультация невролога, логопеда, дефектолога, нейрофизиолога, психиатра.

Если возникло нарушение речи у взрослых, то применяются такие методики диагностики: логопедические упражнения, УЗИ, МРТ и МКТ, проверка слуховой памяти, ангиография и другие.

Врачи используют комплексный подход, чтобы исключить другие заболевания с похожей симптоматикой. Очень важно – определить, где расположен очаг поражения в мозге.

Сенсорная афазия – лечение

Редко, но зафиксированы случаи, когда при легком течении болезни, речевая функция восстанавливалась сама собой. В такой ситуации задача врачей – убрать причину патологии. Это касается и наличие травмы, опухоли и других виды повреждений.

Стоит понимать, что восстанавливаться речевая функция будет долгое время и на этого потребуется потратить много сил и нервов.

Сенсорно-моторная афазия лечится при помощи коррекционной работы, а в качестве дополнения могут назначаться лекарственные средства, так, это могут быть ноотропные и тонизирующие препараты, а еще антидепрессанты.

Коррекционная работа при сенсорной афазии

Методику, направленную на борьбу с этим расстройством, разработал еще в 1960 году В.М. Коган. Он доказал, что каждое слово взаимодействует с большим количеством других слов, которые в большей или меньшей степени связаны с ним по смыслу.

задача восстановительного обучения при сенсорной афазии – восстановление смысловых единиц, которые входят в сложную систему синонимов и инвертированных словосочетаний.

Кроме этого, больной должен научиться улавливать основные признаки предмета при определении обозначающего его слова.

Для восстановления при сенсорной афазии и расширения используемых синтаксических конструкций на начальной стадии лечения применяются упражнения, подразумевающие составление разных сложноподчиненных предложений.

В обязательном порядке в них должны быть включены союзные слова, например: чтобы, когда, после того как и так далее.

По мере восстановления задачи усложняются, так, больные пишут сочинения, используя определенные словосочетания по разным картинкам.

Сенсорная афазия – упражнения

Специалисты рекомендуют своим пациентам и их родственникам выполнять несложные упражнения с лечебной целью:

  1. Человек должен, используя картинки с разными предметами, классифицировать их по названиям, признакам и другим параметрам.
  2. Пострадавшему дается несколько наименований какого-то предмета, а он выбирает правильный вариант.
  3. Больной с сенсорной афазией должен дифференцировать близкие по звучанию слова.
  4. Используются картинки и соответствующий им текст, а задача заключается в составлении рассказа по сюжету изображений.
  5. Пациенту задают вопросы, на которые он должен сначала давать односложные ответы, а затем отрабатывать простые и более развернутые диалоги.
  6. При хорошем прогрессе переходят на чтение и письмо.
Воспаление седалищного нерва встречается у многих женщин среднего возраста. Боли при таком поражении могут быть настолько интенсивными, что затрудняют жизнедеятельность, лишают сна. Чтобы избавиться от патологии, нужно без промедлений обратиться к врачу. Дисциркуляторная энцефалопатия — насколько страшен диагноз? Дисциркуляторная энцефалопатия является лидером среди сосудистых неврологических патологий головного мозга. Тенденция к омоложению заболевания и увеличение частоты случаев говорит о важности просвещения населения относительно этой болезни.
Энцефалопатия головного мозга – что это такое, чем опасно состояние? Энцефалопатия головного мозга, что это такое? Как правило, это врожденная патология, хроническая, выраженная в необратимых изменениях работы белого вещества. Благоприятный или не очень прогноз – зависит от причины явления и выбранной терапии.Дизартрия – что это такое за болезнь пациенты узнают только после постановки диагноза. Многие длительное время живут с этим расстройством речи, не придавая ему значения, однако выраженные формы патологии способны ухудшать качество жизни.

Источник: https://womanadvice.ru/sensornaya-afaziya-pochemu-razvivaetsya-narushenie-rechi-i-kak-eto-ispravit

Как изменяется речь при инсульте

Нарушение речи при инсульте

Нарушение речи при инсульте – это один из наиболее часто встречающихся симптомов. В некоторых ситуациях это состояние воспринимается не так серьезно, как, например, паралич.

Тем не менее, подобный дефект способен существенно осложнить жизнь пациенту и его близким. Какие виды расстройства речи встречаются при инсульте, как их различают неврологи, и в чем их особенности – об этом пойдет речь дальше.

После инсульта часто возникают расстройства речи

Расположение центров речи в головном мозге

Речевой центр расположен в доминирующем полушарии и состоит из двух зон – моторной и сенсорной. Если человек правша, то у него доминируют левые отделы головного мозга, если левша – правые.

Моторная зона, или центр Брока, расположена в третьей лобной извилине, задненижней ее части. Она контролирует воспроизведение устной и письменной речи, а также язык жестов. Сигналы из этой зоны приводят в движение мышцы, ответственные за произношение звуков. Вместе с отделами, лежащими кпереди от нее, зона Брока образует передние речевые центры.

Сенсорная зона, или центр Вернике, расположена в заднем отделе верхней височной извилины.

В этой зоне сохраняется информация, благодаря которой человек может осмысленно воспринимать речь, строить предложения из отдельных слов.

Анатомически и функционально эта область связана с функциями памяти, слуха и опознавания объектов. Зона Вернике, переднезатылочные и нижнетеменные отделы головного мозга образуют задние речевые отделы.

Если говорить очень обобщенно, зона Брока отвечает за исходящую речь, а Вернике – за входящую.

Речевые зоны головного мозга

Кроме того, с речевыми процессами тесно связаны зрительная и слуховая кора. Первая отвечает за способность прочтения слов, вторая – за восприятие и распознавание звуков. Учитывая тесную анатомическую и функциональную связь этих зон, инсульты, поражающие только один речевой отдел, – достаточно редкое явление.

Моторная афазия

Моторная афазия – одно из самых тяжелых нарушений. В зависимости от того, где локализуется поражение, она бывает афферентной и эфферентной. Нередко врачи диагностируют комбинацию этих расстройств. Подобные ситуации особенно проблематичны в плане реабилитации пациента.

Афферентно-моторная афазия обусловлена угнетением нижних отделов в постцентральной извилине и прилегающих нижнетеменных отделах (40, 7 поля)

Афферентная моторная афазия возникают из-за невозможности регуляции головным мозгом произвольных движений языка и губ. Другими словами, пациент попросту не может выполнить движение, необходимое для произношения определенного звука.

Неврологи называют подобное состояние оральной апраксией. При этом, так как парез двигательных мышц отсутствует, непроизвольные движения могут наблюдаться.

Внешне это проявляется как отсутствие речи, искаженное воспроизведение звуков или поиски правильной артикуляции.

Эфферентная моторная афазия развивается в том случае, если имеет место поражение отделов головного мозга, ответственных за плавное произношение артикуляционных единиц. При этом пациент может произносить какой-либо звук, слог, или слово изолированно, но сказать простую фразу из нескольких слов для него невозможно. Предложения становятся разорванными, нарушаются грамматические конструкции.

Данный вид афазии обусловлен нарушением мозгового кровообращения в премоторных отделах левого полушария (44, 45 поля)

Сенсорная афазия

Второе ее название – акустико-гностическая. Характеризуется грубым расстройством понимания речи при ее слуховом восприятии. Чужие предложения пациент воспринимает как хаотичный поток звуков. Кроме того, у больных отсутствует слуховой контроль над собственной речью, из-за чего они не сразу осознают свою болезнь.

Динамическая афазия

Может протекать в двух вариантах. При первом нарушается речевое программирование, при втором – возникают трудности с грамматическими конструкциями. Речь пациентов бедна, односложна. Дикция, как правило, изменена мало.

Акустико-мнестическая афазия

Обусловлена угнетением функционирования височно-затылочной области коры головного мозга

Возникает из-за невозможности воспринимать речь на слух. В отличие от акустико-гностического расстройства, у пациента наблюдается патология слуховой мнестической деятельности.

Он хорошо слышит и воспринимает речь, но не может удержать в памяти только что услышанную информацию. Параллельно наблюдается сужение запоминающих способностей.

В результате больные не могут понимать развернутые тексты, которые требуют слуховой памяти.

Амнестическая афазия

Диагностируется в тех случаях, если имеется поражение теменно-височных отделов головного мозга. Пациент забывает название предметов, окружающих его в повседневной жизни. При этом он помнит их назначение и свойства. В результате, когда больной хочет сказать «ручка», он произносит – «то, чем пишут».

Этот вид афазии представляет собой трудности в назывании предметов, хотя больному их значение и употребление известно

Тотальная афазия

Эта патология представляет собой комбинацию моторного и сенсорного расстройства. У таких пациентов устная речь отсутствует во всех ее проявлениях. При прогрессировании болезни нарушается восприятие и письменной речи.

В заключение

Расстройства речи при инсульте – очень разнородная группа нарушений. Разные механизмы развития обуславливают разную способность к восстановлению.

Некоторые из них исчезают довольно быстро, другие требуют длительной и основательной терапии. Поэтому, если у человека отмечаются нарушения речи, раннее отсутствовавшие, он должен немедленно обратиться за помощью к медикам.

Только специалист сможет установить истинную причину дискомфорта и назначить адекватное лечение.

Источник: http://GolovaLab.ru/insulto/simptomy/narushenie-rechi-pri-insulte.html

Нарушение речи при инсульте: причины, признаки, формы и лечение

Нарушение речи при инсульте

Инсульт является очень серьезной патологией, которая приводит к необратимым изменениям в различных отделах головного мозга. Если после инсульта человеку удалось выжить, то самым распространенным осложнением считается нарушение речи. Патология приводит к тяжелым физиологическим и психологическим расстройствам.

Из-за чего при инсульте нарушается речь (причины)?

Головной мозг является самым важным органом центральной нервной системы.

Присутствующие в его стволе ядра рассылают по определенным отделам импульсы, благодаря чему выполняются двигательные команды. В их число входят нервы, участвующие в формировании речи.

Нарушение разговорной функции после инсульта наблюдается, если были повреждены речевые зоны мозга, которые называются зонами Брока и Вернике.

Если во время инсульта затрагивается область мозга, отвечающая за мышцы, которые используются для формирования речи, то человек может начать невнятно разговаривать, что называется дизартрией. А при нарушении зоны мозга, отвечающей за подвижность языка, у больного может вовсе пропасть речь, что называется афазией.

При нарушении одного полушария головного мозга, возникают неврологические осложнения на противоположной стороне человеческого организма.

То есть, если у человека парализовало правую сторону, то это свидетельствует, что произошло поражение левого полушария мозга.

А в связи с тем, что именно левая сторона несет ответственность за формирование речи, то при таких обстоятельствах прогноз менее обнадеживающий, чем при нарушениях правого полушария.

Разновидности и симптоматика речевых нарушений

Нарушения речи разделяются на два основных вида – дизартрию и афазию. Они не являются отдельными заболеваниями, а считаются симптомами поражения головного мозга. Дизартрией является то состояние, когда человек понимает, что ему говорят, но сам не может внятно выразить свои мысли.

Существует несколько степеней дизартрии:

  1. Наличие речевых нарушений выражено очень слабо, распознать которые может только логопед.
  2. Присутствуют несущественные нарушения в разговоре, однако окружающие понимают, что говорит больной.
  3. Разговор становится неразборчивым и непонятным для окружающих.
  4. Самая тяжелая степень, при которой речь полностью отсутствует.

Вторым видом является афазия, при которой речь нарушается полностью либо частично, при этом слух и артикуляция сохраняются. Нервный импульс оказывается недостаточным для выражения мысли при помощи органа речи. Афазия подразделяется на несколько видов, в зависимости от того, где локализовался очаг поражения и выявились дисфункции.

Рассмотрим виды афазий, с которыми люди сталкиваются чаще всего.

Возможно ли восстановить речь после инсульта?

Вернется ли к человеку способность нормально разговаривать, зависит от того, насколько сильно, и какая область мозга была поражена во время инсульта. Также большое значение имеет возраст больного и скорость оказания медицинской помощи.

Восстановление речевых способностей занимает длительное время, потому что незатронутые области мозга должны перестроиться, чтобы выполнять разговорные функции. На это может уйти намного больше времени и усилий, чем на восстановление двигательных функций. Результативность лечебной терапии наблюдается на протяжении полугода после случившегося инсульта.

Лечение

Одним из самых распространенных и эффективных способов лечения нарушенных разговорных функций, является речевая терапия. Она осуществляется с помощью различных специфических логопедических упражнений и методик. Также доказана эффективность другой терапии для людей, которые столкнулись с инсультом.

Рассмотрим, чем можно помочь человеку с нарушенной речевой функцией:

  • терапией, сопровождающейся пением тех слов, которые человек не может выговорить;
  • арт-терапией;
  • визуальным восприятием речи, сопоставлением картинок со словами;
  • созданием сценария с помощью вербальной коммуникации, при этом других видов, таких как визуальные подсказки присутствовать не должно;
  • массажем для восстановления речи;
  • групповой терапией, если человек будет понимать, что он не один борется с патологией, то появится стимул к выздоровлению;
  • медикаментозным лечением.

Народные методы

Когда больного выписали домой, рекомендуется продолжить лечение. После консультации с лечащим врачом можно использовать народную медицину. К наиболее распространенному способу лечения народными средствами относится продукт, обладающий природным происхождением – мумие.

3660236602

Это средство, выпускаемое в таблетированной форме либо в виде бальзама, стимулирует регенерацию и образование клеток, которые формируют ткани и органы, а также делает сосуды более эластичными.

Существует несколько способов использования мумие:

  1. Берется 0,2-0,3 г препарата, растворяется в двух-трёх ложках чистой воды (можно добавить немного мёда) и принимается по утрам в течение месяца. По прохождении данного времени, делается десятидневный перерыв и курс повторяется заново.
  2. Лечение таблетированной формой мумие подразумевает ежедневный прием по 0,1 г сразу после пробуждения. Терапия должна продолжатся в течении 2 месяцев без перерывов.

Возникновение инсульта очень опасно для человека с различными осложнениями и нарушениями функциональности организма. Чтобы добиться высокой эффективности от лечебной терапии, нужно проводить ее комплексно и тщательно следовать предписаниям лечащего доктора.

Источник: https://ogipertonii.info/zabolevaniya/ibs/insulty/narushenie-rechi-pri-insulte.html

Восстановление речи после инсульта: причины нарушений и методы их устранений

Нарушение речи при инсульте

Разные формы нарушений мозгового кровообращения зачастую сопровождаются нарушением речевых функций. Восстановление речи после инсульта – это одна из основных задач врача и близких больных. Для этого используется ряд консервативных методик, которые направлены на работу с пациентом в стационарных и амбулаторных условиях.

Почему нарушается речевая функция?

При нарушении мозгового кровообращения развиваются расстройства различных функций организма. Нарушенная речь после инсульта отмечается при поражении соответствующих структур, во время которого наблюдается атрофия нервных клеток.

В отделах левого полушария головного мозга находится 2 зоны, отвечающие за функционирование речевого аппарата. Одной из них является моторный центр Брока. Он расположен в заднем отделе третьей лобной извилины, благодаря чему образует передний речевой центр.

Эта структура отвечает за воспроизведение устной и письменной речи вследствие подачи сигналов, приводящих мышечные волокна в движение, а также язык жестов.

Вторая зона является сенсорной и носит название центра Вернике. Она располагается в верхней височной извилине. Её функцией является хранение информации и построение предложения из отдельных слов или словосочетаний. Также она связана со слухом, памятью и возможностью распознавания объектов.

Помимо этого, врачи выделяют 2 структуры, которые принимают участие в речевых нарушениях. К ним относятся:

  • зрительная кора;
  • слуховая кора.

При обширных инсультах в связи с близким расположением этих структур возможно поражение сразу нескольких зон, которые отвечают за речь.

Полезная информация У левшей нарушения речевого аппарата вследствие инсульта могут отмечаться в любом из полушарий. Левосторонние расстройства переносятся гораздо легче благодаря сглаженной клинической картине. Это обусловлено локализацией речевого центра:

  • в 60% случаев – слева;
  • в 20% – справа;
  • в остальных случаях – между двумя полушариями.

Виды нарушений речи

Выделяют 3 типа нарушений речи после перенесённого инсульта. К ним относятся:

  • дизартрия;
  • афазия;
  • диспраксия.

Во время поражения структур головного мозга может отмечаться слабость речевых мышц, что называется дизартрией. Она не оказывает влияние на подбор нужных слов и понимание речи.

Прогрессирование патологических процессов приводит к изменениям в голосе. Это проявляется отсутствием чёткости произношения букв и звуков.

В тяжёлых случаях развиваются затруднения в дыхании, при которых пациенту не хватает выдыхаемого воздуха для произношения предложений.

Афазия после инсульта является одним из наиболее распространённых видов речевых расстройств. Больные с этим нарушением теряют возможность понимать речь окружающих, а также забывают, как писать и читать. При этом когнитивные функции пациента сохранены. Данное расстройство делится на 3 типа:

  1. Сенсорная афазия. При её наличии человек перестаёт понимать речь окружающих людей.
  2. Моторная афазия. В этом случае пострадавший понимает смысл сказанного, но не может выразить свои мысли словами.
  3. Тотальная афазия. Она совмещает в себе аспекты сенсорных и моторных нарушений.

Диспраксия– это нарушенная речь после инсульта, которая заключается в расстройствах моторики и координации мышечных волокон лица или языка. Мышцы двигаются без определённой последовательности, необходимой для воспроизведения звуков. Пациенты могут повторять 1 слово несколько раз для того, чтобы исправить артикуляцию.

Методы восстановления

Реабилитация речевого аппарата пациентов после перенесённого инсульта проводится путём активного участия больных и комплексного применения различных методов лечения. К ним относятся:

  • медикаментозные препараты;
  • посещения логопеда;
  • использование специальных упражнений;
  • массаж;
  • физиотерапия;
  • скороговорки;
  • оперативные вмешательства.

Препараты для восстановления речи

Одним из главных методов реабилитации речевого аппарата человека, который перенёс инсульт, является медикаментозная терапия. Действие препаратов направлено на активизацию метаболизма в клетках головного мозга и улучшение общего состояния пациента. Основными группами лекарств в этом случае выступают:

  1. Препараты, восстанавливающие кровообращение в поражённых участках головного мозга. К ним относятся Глицин и Церебролизин.
  2. Антиагреганты. Среди них чаще всего используют Аспирин и Тиклид.
  3. Антикоагулянты. Они способствуют снижению риска образования тромбов. Наиболее эффективными при инсульте являются Варфарин и Финилин.
  4. Ноотропные препараты. Эти средства нормализируют метаболизм. Выраженным лечебным эффектом при поражениях нервных клеток обладают Цераксон и Пирацетам.

Для большинства пациентов нарушение речи после инсульта является тяжёлым испытанием, которое сопровождается депрессивными состояниями и нервными срывами. В этом случае врачами назначаются:

  • успокоительные – настойка валерианы, Персен;
  • антидепрессанты – Адаптол, Ново-пассит, Гидазепам;
  • снотворные препараты, обладающие седативным эффектом, — Золпидем, Феназепам.

При тотальной форме афазии эффективно используется Донезепил. Препарат Мемантин в комплексе с посещением логопеда позволяет повысить активность регенеративных процессов в повреждённых тканях.

Помощь логопеда

Первый этап восстановления речи у пациентов после инсульта заключается в устранении органических повреждений и сохранении жизненно важных функций организма. Период реабилитации начинается спустя 1-2 недели после произошедшего в случаях, когда состояние больного стабилизировано. При отсутствии этого условия к процедурам возврата речи возвращаются через 2-3 месяца.

Логопед может подсказать, как восстановить речь после инсульта путём создания индивидуальной программы реабилитации. Первое время он должен контролировать выполнение больным необходимых упражнений. В некоторых случаях врач вызывается на дом для создания пациенту наиболее благоприятной атмосферы. При наличии успехов реабилитационная работа переносится в кабинет врача.

Для получения максимального эффекта необходимо придерживаться всех предписаний лечащего специалиста и заниматься на протяжении длительного периода времени. Основные методики логопедического лечения заключаются в стимуляции разных структур головного мозга. Чаще всего используют следующие типы упражнений:

  1. Семантические. Они созданы для активизации мышления и нахождения новых смыслов в абстрактных ситуациях. Примером этому является продолжение предложений или ассоциативного ряда. Также пациенты могут общаться с врачом на нейтральные тематики.
  2. Фонетические. Их целью заключается в восстановлении нормальной иннервации и контроле лицевых мышц. Пациентам предлагают повторять определённые звуки, которые принадлежат к одной категории. Эти упражнения также являются важным диагностическим моментом при оценке тяжести речевых расстройств. При позитивной динамике в выполнении простых заданий больные начинают повторять стихотворения и скороговорки.
  3. Образные, наглядные. Людям с сенсорным типом афазии предлагают рассматривать иллюстрации из книг, а также карточки с картинками. Эта группа упражнений необходима для побуждения образования последовательности мышления.
  4. Творческие. Данные занятия сопровождаются использованием пения, прослушивания классической музыки и арт-терапией.

Во время проведения упражнений врач должен быть максимально дружественен к больному. Это заключается в чётком и громком произношении слов, вежливом общении и проявлении терпения. Данная особенность важна для пациентов, которые стесняются своего положения, беспомощности или испытывают депрессивный настрой. Комфортные взаимоотношения в этом случае станут залогом успешной реабилитации.

Специальные упражнения

Все пациенты с различными формами афазий должны выполнять комплекс специальных реабилитационных упражнений. Это обусловлено тем, что более 80% нарушений речи после инсульта составляет смешанный тип расстройств. Одно занятие должно включать в себя не менее 10 упражнений. Техника их выполнения:

  1. Нижней губой нужно захватить верхнюю губу и подтянуть её вверх.
  2. Необходимо свернуть губы в трубочку и удерживать в таком положении 5-10 секунд.
  3. Открыть рот, голову вытянуть вперёд и максимально выдвинуть язык с ротовой полости, после чего задержаться в таком положении на несколько секунд.
  4. По 8-10 раз облизать нижнюю, а затем верхнюю губу сначала слева направо и наоборот.
  5. Скрутить язык в трубочку, вынуть изо рта и зафиксировать в таком положении на 5-10 секунд.
  6. Несколько раз облизать губы языком по часовой стрелке, а затем против неё.
  7. При закрытом рте завернуть язык наверх и постараться дотянуться к мягкому и твёрдому нёбу.
  8. Закрыть рот, после чего попытаться улыбнуться с медленным размыканием губ, показав все зубы.
  9. Высунуть язык изо рта и создать шипящий звук.
  10. Сделать воздушный поцелуй, сопровождая его громким чмоканьем.

Нужно помнить, что каждое упражнение необходимо повторять курсом по 8-10 раз. Максимальный эффект достигается при регулярности тренировок и соблюдении техники выполнения процедур.

Массаж

Структуры головного мозга осуществляют контроль всех функций человеческого организма. При кровоизлияниях в определённые участки возможно нарушение речи при инсульте. С этой целью используются специальные массажные техники, которые могут улучшить кровообращения в зонах поражения и устранить спазмы мышц рта, отвечающих за артикуляцию. Для этого применяют:

  • массаж активных точек;
  • растирание и поглаживание поражённых мышц.

Физиотерапия

Физиотерапевтические методики используются с целью корректировки артикуляции и стимуляции мышечных волокон. Наиболее эффективными процедурами для восстановления речи после инсульта являются:

  • электрофорез;
  • магнитная терапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • электромиостимуляция.

Скороговорки

Эта методика отлично используется для восстановления дикции после перенесённого приступа. При подборе скороговорок для пациентов необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Необходимо начинать с предложений, которые состоят из нескольких слов. Примером этого может служить скороговорка “Пошла Поля полоть в поле”.
  2. При положительной динамике нужно постепенно добавлять буквы и слова. Например, после изучения части скороговорки “Полили ли лилию? Видели ли Лидию?” можно добавить “Полили лилию, видели Лидию”.
  3. Стоит прибавить занятиям элементы игры. Можно разучивать скороговорки вместе с пострадавшим, показывать ему уместные иллюстрации, а также помогать строить логические цепочки с помощью окружающих предметов.

Оперативное вмешательство

К хирургическим манипуляциям обращаются в случаях, когда консервативные методы восстановления не дают благоприятного результата. Операции проводятся только после ишемических инсультов.

С целью восстановления речевого аппарата используется вмешательство, направленное на формирование экстра-интракраниального анастомоза.

Это означает, что в ходе операции врачи создают дополнительные соединения между речевой зоной мозга и здоровым церебральным сосудом в обход повреждённых структур.

В конечном итоге происходит восстановление кровообращения в поражённых речевых зонах. Выраженный положительный эффект отмечается у 25-30% пациентов, поэтому риск оперативного вмешательства превышает его пользу.

Занятия в домашних условиях

После выписки со стационара и перехода на амбулаторное лечение нужно придерживаться рекомендаций специалистов. Они подскажут, как восстановить речь после инсульта в домашних условиях. Это приведёт к ускорению восстановления речевого аппарата пострадавшего. При общении с ним нужно:

  • говорить медленно, без повышения голоса;
  • поддерживать постоянный зрительный контакт;
  • давать время для построения ответа;
  • не исправлять человека, пока он не попросит.

Необходимо помнить, что при речевых нарушения интеллектуальные способности пациента остаются неизменными. Во время занятий нужно обращать на следующие моменты:

  • желательно говорить короткими предложениями, на которые можно ответить одним словом;
  • резко не менять тему занятия или разговора;
  • применять визуальные приёмы общения;
  • исключить воздействие отвлекающих факторов.

Занятия в домашних условиях требуют выдержки и терпения от близких людей больного. Тем не менее, регулярные тренировки с использованием дыхательной гимнастики и комплекса упражнений лечебной физкультуры, игры в шашки, написания текстов, чтение стихов, игры в слова и разучивания песен со временем приведёт к положительной динамике, что благоприятно скажется на состоянии пациента.

Народные средства

В некоторых случаях для повышения эффективности лечения врачи могут назначать использование рецептов народной медицины. К наиболее эффективным нетрадиционным средствам для восстановления речи после инсульта относятся:

  1. Хвойные ванны. Они используются для нормализации эмоционального фона. Благодаря содержанию эфирных масел ванночки для ног способны оказать расслабляющий эффект.
  2. Мумиё. Это средство нужно принимать по 1-1,5 мг ежедневно на протяжении двух недель. В большинстве случаев требуется несколько курсов с перерывом в 1-2 недели.

Эти средства способствуют восстановлению речи после инсульта. Перед их использованием рекомендуется проконсультироваться с лечащим врачом, чтобы предотвратить развитие возможных осложнений.

Сколько потребуется времени на восстановление

Сроки восстановления речи после инсульта могут зависеть от площади поражений и речевых зон, которые пострадали вследствие расстройства кровотока в головном мозге.Полезная информация При незначительных повреждениях реабилитация пациента занимает 3-6 месяцев. Для обширных форм инсультов характерен длительный период реабилитации, который занимает от полугода до 2-3 лет

Стоит помнить, что реабилитация пациента с речевыми расстройствами является длительным и трудоёмким процессом. Он требует сил и выдержки, а также затрат большого количества времени. Самоотдача и соблюдение предписаний лечащего врача приведёт к положительной динамике, что улучшит состояние пострадавшего и повысит качество его жизни.

2897 оценок

Источник: https://nervy-expert.ru/insult/posledstviya-insulta/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.